Регистрация Изображения Гараж Сообщения за день Поиск
 
 
 
Вернуться   HYUNDAI TUCSON CLUB > Клуб > Автотуризм, бездорожье, путешествия
Автотуризм, бездорожье, путешествия Раздел для обмена впечатлениями о поездках, путешествиях и приключениях на Тушкане и без него, как по России, так и по зарубежью, как по дорогам, так и вне их.

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме
Старый 14.08.2009, 12:09   #1
Piper
TucsonDiscoveryTeam
Автор темы
Автор этой темы
 
Аватар для Piper
 


Погоня за полярным днем

Альтернативные названия:

"Путешествие на край земли"
"Край земли оказался забором"

Идея поехать на край земли возникла у некоторых членов Тушкан-клуба почти год назад. На роль края земли был выбран полуостров Рыбачий – самая северная земля европейской России. И конечной точкой выбрали мыс Немецкий – самый северный мыс, до широты 70 градусов не хватает всего 4 минуты.

После годового обсуждения состава, маршрута и прочего – сформировалась группа из трех экипажей, всего 9 человек. На маршрут и состав повлиял, конечно, кризис – кто-то не смог организовать отпуск, от первоначального замысла ехать через Финляндию отказались за нехваткой ресурсов на подготовку. Зато в апреле этого года отменили пропуска в погранзону, теперь на Рыбачий граждане России могут попадать, просто показав паспорт.

Путешествие состоялось в конце июля, заняло ровно две недели. Публикую первоначальный краткий отчет.

Ссылка на мой фотоальбом «Север 2009»

Часть первая: дорога туда.

Примерный путь:



Выехали позже, чем рассчитывали, однако благополучно добрались на ночевку до Челмужской косы на севере Онежского озера. Ставили лагерь уже в темноте, забегая вперед - следующий раз темноту увидели почти через две недели.



На следующий день переехали в страну вечного дня. Правда, пока это была формально лишь белая ночь, но после московских и даже питерских ночей - это почти день.

Рассчитывали (и небезосновательно), что бака бензина от заправки до заправки будет хватать не всегда. Вот так всю дорогу транспортировалась воронка:


Первое пересечение Полярного Круга, впереди - еще три (а может и больше)



И вот - приближаемся к первой цели, тоня Тетрина. Встреча с Белым морем, с отливом, с светлой ночью... Наконец появляется ощущение отдыха!





Программа следующего дня предусматривала спокойный отдых, созерцание природы, приливов и отливов, экскурсию на тоню и баню. Тоня (ударение на последний слог) – поморский промысловый «хутор» на берегу моря. Как правило, там жили не постоянно, а лишь в рыболовный сезон. Тоня Тетрина – силами энтузиаста (фото ниже) превращена в действующий этнографический заповедник, посвященный поморской жизни.




Хозяин тони Александр Борисович Комаров, поморская утварь и лодка,



День следующий включал поездку в старинное село Варзуга, в самую северную пустыню рядом с селом Кузомень и на аметистовое месторождение "Мыс Корабль". Это был единственный день за все путешествие, когда у нас были основания быть недовольными погодой, и первый день, когда мы въехали в бездорожье.

На дне Белого Моря:




Снова пересечение Полярного круга. Как написано выше, пересечений, "обозначенных табличкой", за поездку было 4, однако стоянка на тоне была настолько близко к Полярному кругу, что, вероятно, можно добавить еще с десяток "незаметных" пересечений при поездках за водой и прогулках.



Древнее поморское село Варзуга. Считается, что ему 590 лет и это первое крупное поморское поселение на этом берегу (хотя само село довольно далеко от моря, на реке). В селе есть большая школа с бассейном, несколько церквей и вообще следы благополучия, что было скорее редкостью в нашем путешествии. 6 миллионов рублей на ремонт церкви дал Чубайс )



Экскурсию провела дама-звонарь. В Варзуге, да и во всем Терском районе с большим уважением относятся к отцу Митрофану, впрочем, встретиться с ним не довелось, да и цели такой не было. Дама-звонарь имеет благословение бить в колокола в любое время для туристов, вотому что раз уж в такую даль заехали - негоже заставлять ждать.

(Нашел как правильно: благочинный церквей Терского берега игумен Митрофан)



Далее - путь на юг, в сторону Кузомени. Здесь – самая северная в мире настоящая песчаная пустыня, с дюнами. Возникла в 19 веке из-за необдуманной рубки леса. Ехать трудно, пару раз трогался с трудом: машина норовила закопаться.




На следующий день перебрались на базу в Умбу и походили по экскурсиям.

Река Умба и старая деревня на берегу (как сказали, сейчас постоянно там почти никто не живае - есть дома/квартиры на другом берегу, старые дома используются как дачи)





Поморский дом, юный помор:



Вечером - снова виды Белого Моря и отлива:



А с утра (позднего) отправились на морскую рыбалку, которая организуется на катере бакенщиков.

В дороге:




Улов (и рядом - наживка), это только начало, потом стало больше.



Высадка на берег и Умбский лабиринт (лабиринтам по много тысяч лет, зачем они нужны - никто не знает)



А для приготовления ухи нас высадили на остров, оказавшийся птичьим обиталищем:




__________________
Убил бобра - спас дерево.
© Greenpeace
Piper вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Реклама на сайте
Старый 14.08.2009, 12:11   #2
Piper
TucsonDiscoveryTeam
Автор темы
Автор этой темы
 
Аватар для Piper
 


После акклиматизации на Белом Море отправились дальше на север, на Рыбачий.

Перед поворотом на Новую Титовку предусмотрительно сделана стоянка с эстакадой. Правда, эстакада грузовая - заехать на нее до конца нам не удалось ни на одной машине. Однако - по дороге туда восстановили Илье защиту, оторванную на беломорском отливе, а на обратном пути - осмотрели все машины.




Проверка документов (иностранцы не допускаются) - довольно поверхностная, впрочем: забытый моим ребенком паспорт не помешал ей проникнуть в погранзону. И - дорога на Новую Титовку, сначала вдоль речки, потом - перевал через Муста-Тунтури. Дорога красоты необычайной.







По дороге въехали в полярный день. Следующие три дня все время пересекали его границу: мы двигались на север, но и граница полярного дня - увы, тоже: лето катится к концу.

Время текло незаметно, ночь не подгоняла путников... Все же нашли в себе сили перестать бежать и остановиться на ночлег у подножия Муста Тунтури, на берегу озера. Сел вроде бы туман, а на самом деле - опустилось облако. Где-то я читал, что Рыбачий - в центре "кухни погоды" для всей европейской России. Ну, по тем облакам и частоте их смены, которые мы там видели - похоже...





На следущее утро собрались в поход на хребет. По этим невысоким гора (а скорее - скалам) почти четыре года шла линия фронта, были непрерывные бои. Со стороны материка были немцы, они создали весьма совершенную линию обороны, систему коммуникаций... С горы открывается суровый вид на Океан, а скалы под ногами усыпаны ржавым металлом... Количество следов войны потрясающее, и это с учетом того, что мы шли по самому простому и"туристическому" маршруту, где каждую неделю проходят десятки, а то и сотни туристов и поисковиков.

Муста-Тунтури:





Следы войны:





Окоп, выдолбленный в скале:




Муста-Тунтури - скорее скалы, чем горы, максимальная высота - чуть больше 300 м., но ветер на вершинах сбивает с ног. Если хоть немного спуститься - жарко, солнце.



Обратный спуск был тяжел, ловкие дети быстро спустились вниз (кажется, по отвесным скалам), а потом при помощи раций пытались направлять спуск взрослых. Получалось плохо, так как издалека они не видели, кто где и советовали наугад.

На фото: отсюда мы слезали, дети оправдываются и пытаются переложить ответственность.




После спуска со скал двинулись на полуостров Средний. Дороги были неплохи, однако в какой-то момент поняли, что, несмотря на полярный день - время уже позднее и надо искать место ночевки. Отказались от мысли объехать Средний вокруг и пересекли его "поперек", переехали на Рыбачий и после некоторого поиска места встали прямо на берегу океана.




Вообще перемещение на полуостровах, несмотря на сравнительно приличные дороги, оказалось медленнее, чем рассчитывали: много бродов и прочих препятствий, которые хоть и проходимы, но требуют предварительного осмотра.




На следующий день двинулись к цели: мыс Немецкий, край земли. По дороге - традиционное фото на отливе, теперь это называется "Тушканы на дне Ледовитого Океана"



И вот - Край Земли. Как уже писали, вызывает ассоциации с страшным черным забором. Насколько я понимаю, Балтийский щит медленно поднимается и "забор" - это завернувшееся базальтовое океанское дно. Что интересно, в других местах берега мы такой картины не наблюдали, во всяком случае - столь явно и эффектно. Естественно, "это" снято в отлив или в самом начале прилива.





В программу посещения Края Земли входило: 1. забраться на него, 2. попытаться заглянуть вниз и разглядеть панцырь Великой Черепахи, 3. выпить текилы, использовав вместо соли океанскую воду.

С п.1 оказались сложности: Край Земли устроен таким образом, что при выходе на него людей включается ледяной дождь и удобные базальтовые ступеньки превращаются в дьявольски скользкие и опасные.

Таким образом, п.2 выполнить не удалось: при попытке Dim'а приблизиться к самому краю Края включился такой дождь, что от мысли посмотреть на черепаху отказался даже он.

п.3 выполнили, но формально и совершенно без удовольствия.

Что интересно: немедленно после того, как мы слезли с Края Земли - дождь выключился. Ни до, ни после - такой силы и лютости дождя не было...

Стоянка в устье реки Скорбеевки была, пожалуй, самой живописной за путешествие, однако к сожалению - фото у меня почти не осталось. Океанский берег, довольно полноводная речка с водопадами...

На следующий день настало время выбираться с полуостровов. Пересечение Рыбачьего оказалось, пожалуй, самой тяжелой дорогой за все путешествие: 20 километров за 4 часа. Дорога состоит из крупных камней и пересекается ручьями, водитель все время в напряжении, приходится постоянно выбирать путь. При этом центр Рыбачьего - возвышенная каменистая пустыня, покрытая облаком (т.е. облако везде вокруг, это, конечно, похоже на туман, но ощущение иное). Пейзаж впечатляющий, жуткий... и малопригодный для фотосъемки, во всяком случае - у меня не получалось.

При переезде на материк выглянуло солнце, стало стремительно теплеть (несмотря на позднее время) и мы решили реализовать последнюю часть плана: проехать по старой немецкой дороге, построенной в годы войны для снабжения тех самых позиций на Муста Тунтури. Как и пишут во всех отчетах - дорога в прекрасном состоянии и очень живописна.








В стороны отходят многочисленные отворотки, ведущие к позициям, батареям и т.д. По хорошему, на обследование дороги и ее окрестностей надо было класть минимум день, а то и два, но мы к этому моменту уже устали от "автономки". Встретили полуразрушенные мосты, начали их приводить в порядок.



Потом попробовали объезд и чуть не уронили мою машину, однако поймали (на снимке - Dim висит в проеме задней двери и не дает машине кувыркнуться) и вытащили Сорентой:





и, отремонтировав мост, подготовившись к его переезду... посмотрели друг на друга и повернули назад. Время было позднее, руки после пересечения Рыбачьего дрожали и появилось предчувствие, что не надо пренебрегать предупреждениями Судьбы. Через час на стоянке выпили за то, "чтобы вовремя понять, когда заканчивается экстрим и начинается п...".

От разрушенных мостов началась неторопливая и приятная дорога назад. На ней были:
- ночевки в красивых местах,
- покупка всяческой рыбы в Мурманске и ее съедание,
- посещение Ловозера и заходы в музеи,
- очередное пересечение Полярного Круга,
- купание в теплой Онеге,
- и много другого хорошего.

Но это уже не так интересно.


Пара слов об опасениях и страхах:

Боялись ночного холода, я даже взял зимние спальники. Однако – хоть сколько-то прохладными ночи были лишь по дороге туда и обратно, в зоне полярного дня суточные колебания температуры оказались очень невелики. То есть днем, конечно, прохладно, а ночью – было бы нормально и с летней экипировкой.

Боялись комаров и прочих кровососущих насекомых, сильно готовились, разные растворы, накомарники, одежда... То ли повезло, то ли были осторожны и выбирали стоянки на открытых местах – но комары донимали не больше, чем под Москвой.

На этом завершу, что интересно – спрашивайте. Возможно, другие экипажи дополнят.
__________________
Убил бобра - спас дерево.
© Greenpeace
Piper вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 12:38   #3
zoro-z
TucsonFishingTeam
 
Аватар для zoro-z
 




Боже какая красота и вы ее видели, как я вам завидую.

Молодцы!!!
__________________
АКПП - отдых за рулем .
zoro-z вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 12:44   #4
dim
TucsonDiscoveryTeam
 
Аватар для dim
 


Генеральное направление маршрута:

dim вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 13:05   #5
Bond
Ветеран форума
 
Аватар для Bond
 


Очень красиво! Молодцы!
__________________
Mobilis in mobile.
Bond вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 13:10   #6
TSV
Ветеран форума
 
Аватар для TSV
 


Не увидел,сколько км. в один конец?
__________________


Tucson 2,0 D Visioner
Elantra 2,0
TSV вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 13:13   #7
Piper
TucsonDiscoveryTeam
Автор темы
Автор этой темы
 
Аватар для Piper
 


Цитата:
Сообщение от TSV Посмотреть сообщение
Не увидел,сколько км. в один конец?
От начала до конца - почти ровно 5000. Заезд на Белое Море - примерно 350+350.
__________________
Убил бобра - спас дерево.
© Greenpeace
Piper вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Piper, тебе сказали Спасибо:
Старый 14.08.2009, 13:28   #8
dim
TucsonDiscoveryTeam
 
Аватар для dim
 


Цитата:
Сообщение от Piper Посмотреть сообщение
От начала до конца - почти ровно 5000. Заезд на Белое Море - примерно 350+350.
У меня всего вышло 5200км.

Посещение Терского берега - Кандалакша - Умба - Варзуга и обратно + покататься там немного - примерно 600км.

Получается, что от Первопрестольной до Края Земли - примерно 2300км.
dim вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 13:31   #9
Piper
TucsonDiscoveryTeam
Автор темы
Автор этой темы
 
Аватар для Piper
 


Цитата:
Сообщение от dim Посмотреть сообщение
У меня всего вышло 5200км.
У тебя колеса маленькие.
__________________
Убил бобра - спас дерево.
© Greenpeace
Piper вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.08.2009, 14:08   #10
bkr
Ветеран форума
 
Аватар для bkr
 


Ну вы монстры!!!!! Респект!!!!! Особенно поразило, что по мосту не поехали, вовремя остановились

Последний раз редактировалось bkr; 14.08.2009 в 14:49.
bkr вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Ответ

Метки
yandex, Погоня, днем, полярным
Реклама на сайте


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Это 70 самых популярных для поиска меток тем
Облако поиска меток
2din 4wd 2008 crdi engine feature getcode hyundai image middle photo picture postcount power price processor product sportage thumb watch webasto yandex youtube АКПП Вопрос Вопросы ГРМ Датчик Замена Как Накладки Расход Редуктор САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ Сайлентблок Самостоятельная Туссан Тушкан Что Шумоизоляция аккумулятор где датчик двигатель двигателя дизеля диски для заднего задней звук или иммобилайзер как колеса масла менять ответить повреждение подшипника помогите после посоветуйте при расход ремня стекла установка фары фильтр

Текущее время: 03:02. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Техническая поддержка vBulletin