Показать сообщение отдельно
Старый 04.02.2014, 21:48  
ToxaL
Ветеран форума
Автор темы
Автор этой темы
 
Аватар для ToxaL
 


В Исландию на Тушкане, или Путешествие на другую планету

Часть 5. Недра Земли





Мы выехали на асфальт, к развилке 32 и 26 дорог. Дорога 32 уходила на правый берег самой длинной исландской реки Thjorsa. Здесь на реке расположена ГЭС и река протекает по глубокому каналу. Если присмотреться, на воде видны два тримарана, болтающиеся на тросе. Не знаю, это такой аттракцион, или тримараны используются для каких-то технических целей.



Наконец-то мы увидели красный цвет не в виде лавы, а в виде чего-то растущего. Впрочем, привычных нам исландских пейзажей также хватало.



Свернули на дорогу 327, где обнаружили живописную долинку Stong, находящуюся на неоднократно упомянутом разломе тектонических платформ. Здесь зеленая травка, водопадики. Интересно, что как и в Vesturdalur'е, встретились "нарубленные стержни".





Выехали обратно на 32 дорогу. Судя по путеводителям и отчетам, где-то рядом должен был находиться термальный бассейн, но почему-то на него нигде не было указателя. Мы нашли этот бассейн, но он оказался полностью заброшен: видимо, что-то случилось с термальным источником, и вода стала слишком прохладной. Тем не менее, здесь пообедали, спрятавшись от ветра в помещении раздевалки.



Свернули на 30 дорогу, в Fludir заправились и отмыли машину от песка с Геклы. Заправка другого типа: тоже только картоприемник, но сначала нужно установить лимит, на какую сумму требуется заправиться. Сумму можно ввести заведомо большую, она блокируется только на момент заправки и остаток сразу же возвращается.

В наших дальнейших планах было еще раз пересечь всю страну по 35 дороге, легендарной Kjolur. Эта дорога связывает Рейкьявик и Акурейри. Она проходит рядом со знаменитыми исландскими гейзерами и одним из самых известных исландских водопадов Gullfoss. Гейзеры и Gullfoss - это "золотое кольцо" и туда есть асфальт, дальше - разбитая грунтовая "стиральная доска". Долгое время этот участок дороги имел индекс F, но теперь, после улучшения дороги, этот индекс убрали, и дорога стала доступна любым пузотеркам.

Поляна гейзеров - это большой туристический комплекс с отелем и огромным павильоном с ресторанами и сувенирами, сами гейзеры - на большой поляне через дорогу. Принцип работы гейзера прост: в земле имеется дырка с объемом, наполняемым водой; земля вокруг горячая, объем воды вскипает и выстреливает вверх через дырку. Гейзер - это имя собственное. Именно так называется фонтан горячей воды, находящийся здесь и давший свое имя всем подобным фонтанам во всем мире. Однако в 50-е годы ХХ века Гейзер сломался и больше не работает. Вот отсюда поднимался столб воды высотой до 80 метров.



Теперь все приезжают сюда смотреть на другой гейзер с именем Strokkur.



Он, конечно, поменьше, стреляет всего до 30 метров, но они впечатляют! Может быть два залпа подряд, залпы могут быть и через 3, и через 10 минут, и не всегда на максимальную высоту. Смотрите сами:



Вымокнуть под брызгами Строккура гораздо приятнее, чем под дождем, но нам было суждено второе. При подъезде к Gullfoss лучше ехать прямо, а не налево по указателю, тогда можно заехать на нижнюю парковку, а не на основную верхнюю, с кафе и сувенирными лавками, откуда придется спускаться к водопаду по лестнице. Показательно, что в двадцатые годы прошлого века водопад чуть не оказался погребен водохранилищем очередной ГЭС, но местные жители сумели отстоять водопад и изменить планы электрофикации Исландии. Водопад двухступенчатый: верхняя высокая ступень по диагонали перегораживает реку, затем вода сваливается в глубокий узкий каньон.





Через несколько километров после Гуллфосса асфальт кончился. Пора было искать место для ночевки, но ничего подходящего не попадалось. Шел довольно сильный дождь, огромное открытое пространство продувалось ветром. Хотелось найти какой-нибудь домик. Проехали еще несколько километров и свернули на F336, ведущую к леднику Langjokull. На развилке висела реклама прогулок на снегоходах по леднику. Здесь же стояло какое-то строение, занятое под склад снаряжения, но людей не было. Дорога привела к домикам снегоходной базы. Два мужика под проливным дождем с помощью автокрана монтировали крышу над каким-то домом и на нас не обращали никакого внимания. Проехали еще дальше к леднику, площадку под палатку здесь можно было бы найти, но вставать на ночевку в таком унылом месте под сильным дождем как-то не хотелось.



Решили, что поедем назад, в Гейзер, и попробуем вписаться в отель, а если не удастся - рядом есть кемпинг. Вернулись на 35 дорогу и доехали до моста, где стояло вот такое строение.



Этот приют был обозначен на карте и остался, вероятно, от строителей, ремонтировавших дорогу. Когда мы ехали на север, у приюта стояла группа всадников и мы проехали мимо, не останавливаясь. Сейчас же не было никого ни снаружи, ни внутри. Оказалось, что внутри вполне можно переночевать: для уюта мы поставили спальню палатки прямо на деревянные нары, готовили здесь же, на бетонном полу. Но главное, нам был не страшен ни дождь, ни ветер, и не надо было ехать несколько десятков километров в Гейзер. Так вышло, что это оказалась единственная ночевка в Исландии "под крышей".



Утром решили еще раз заехать к леднику Langjokull по F336, куда ездили вчера. По дорожке от снегоходной базы можно выехать прямо на ледник. Ледник здесь плоский и без трещин, место действительно идеальное для катания.



Дорожка так себе, много крупных камней. До ледника не поехали, оставили машину у метеостанции на солнечных батареях и пошли гулять пешком.



Движение по 35 дороге достаточно интенсивное. Дорога - "стиральная доска", но на приспущенных колесах я запросто ехал под 80 км/ч, постоянно обгоняя медленно тащащиеся машинки. В Исландии, если нагоняешь машину, то она обязательно пропустит, прижавшись вправо и замедлившись вплоть до полной остановки - здесь так принято. Свернули направо на F347, в направлении Kerlingarfjoll. Посмотрели довольно бурный симпатичный водопадик и подъехали к домикам базы, очень напоминающей наш советский альплагерь. Вскоре даже подъехал автобус с новой сменой туристов-альпинистов.



Надо сказать, что альпинизмом здесь есть, где заняться: от базы начинались тропы к окрестным вершинам и леднику. Это место описано в [1], но ребята сразу же поехали до конца дороги, где от машины до языка ледника всего сотня метров, не уделив должного внимания находящимся здесь же термальным источникам. Эту долину с термальными источниками мы назвали "Долина дымков". Очень советуем посетить.

Подобную долину мы видели в Миватне, там серая жижа булькала сильнее и ванны с этой жижей были больше и глубже. Но в Миватне все выглядело более цивильно и облагорожено всякими мостиками и оградками, там было полно народу. Здесь же все выглядело естественно и первозданно. Но главное, что нас здесь поразило - это соседство льда и снега с кипящей, булькающей водой и паром, ведь от языка ледника до кипящих фумарол была буквально сотня метров. Поразили и краски: бело-серо-голубой лед, яркая желто-коричневая глина, серые фумаролы, зеленый мох разных оттенков. Эти термальные источники оставили у нас самые яркие впечатления из всей термальной активности, которую мы видели, и нам предстояло еще увидеть.





В запруде на теплом ручье мы действительно искупались. Купание запомнилось больше, чем в Миватне в бассейне.



Вернулись обратно на 35 дорогу и доехали до поворота на F735 в кемпинг Hveravellir. Кемпинг довольно большой и посещаемый, расположен рядом с находящимися здесь термальными источниками. Имеется специальная купальня, принцип работы которой хорошо описан в [2]: температура регулируется положением шланга с горячей водой.



Но мы только что искупались в ручье в Керлингарфьелле и здесь купаться не стали, а пошли осматривать всякие булькалки, к которым были проложены деревянные дорожки.





Двинулись дальше на север. Позади осталась огромная необжитая центральная Исландия.



Свернули на северо-восток, на 727 и на 722. Вокруг были бескрайние пастбища, дорога - просто колея среди кочек и травы. Мы торопились поскорее выехать на асфальт, и по этой колее я ехал под 80 км/ч. Постепенно стали появляться фермерские дома, и вскоре мы выехали на асфальт N1.

Свернули по указателю на кемпинг на 715 дорогу и через несколько километров оказались в отличном кемпинге Daeli. К услугам отдыхающих было несколько больших полян, разделенных живой изгородью из кустов, и несколько домиков разного размера и комфортности. Народу было довольно много и было видно, что многие здесь расположились на насколько дней. Сначала решили, что снимем домик, был свободный за 7500 ISK, но в последний момент выяснилось, что именно у этого домика нельзя запарковать машину - она мешала проезду. Ходить с вещами даже несколько десятков метров нам не хотелось, а поскольку дождя не было, а места для палатки были отличные, мы решили ночевать в палатке на отдельной поляне, что обошлось в 2000 ISK . Ужинать пошли в большую столовую с хорошо оборудованной кухней. Здесь же располагались туалеты и бесплатные душевые.



Утром отправились по 716 дороге объезжать полуостров Vatnsnes. Здесь имеется забавной формы скала Hvitserkur - этакий слоненок в море.



А из настоящей живности на полуострове Vatnsnes есть тюлени. На берегу оборудована специальная смотровая будка с прикованными цепью биноклями. Лежбища тюленей довольно далеко, в сотне метров от берега. Лежат такие туши, задрав кверху голову и лапы, и наплевать им на волны и ветер, как впрочем, и на наблюдающих за ними людей. Лежат практически неподвижно, и как только они не отлеживают то место, на котором лежат.



В городке Hvammstangi помыли машину и зашли в турист-инфо, где тюлени были представлены во всевозможной сувенирной продукции. Выехали на N1 и двинулись на юг.



Не доезжая Baula, остановились посмотреть на большой, возвышающийся над окрестностями кратер. Здесь останавливаются все туристические автобусы.



Кратер внутри успел зарасти мхом. Рядом был еще один кратер, но поменьше.



Здесь же пообедали. Поскольку поездок через центр страны больше не планировалось, вылил в бак 20 литров солярки из канистры.

С N1 свернули на 50 дорогу и заехали в Deildartunguhver. Думали, что увидим очередной термальный бассейн, но здесь оказался не бассейн, а самый мощный в Исландии источник горячей воды, которой снабжаются все окрестные города. Отсюда проложен трубопровод длиною 64 км до Akranes. Бурлящий и кипящий ручей, вокруг облако горячего пара.





Вернулись к машине - у машины вертелся пожилой мужик, спросил по-английски: "Это ваша машина?" Отвечаю: "Да, наша". "Вы действительно приехали из России?" "Да, из России, из Санкт-Петербурга". Мужик перешел на русский: "А мы - из Нью-Йорка..." Мужик реально не верил, что мы приехали сюда из России в отпуск на 2 недели на своей машине. Объяснил про паром из Дании, про двое суток через Атлантику, он все еще не верил: "А как вы доехали в Данию?" Мужик был готов разговаривать бесконечно, но надо было ехать дальше.

Свернули на 518 дорогу и остановились на смотровой площадке двух водопадов: Hraunfossar и Barnafoss. Первый примечателен тем, что это - "водопад из-под земли".



В этой местности много подземных лавовых каналов и пещер, река протекает по лавовым каналам под землей и в этом месте выходит на поверхность, сбрасываясь с каменной ступени. Второй водопад - "нормальный", река несколькими ступенями сбрасывается по узкому ущелью.



Как я только что упомянул, в этой местности лава образовала в земле множество стволов и пещер, и к одной из них, Vidgelmir, мы и поехали.



В пещеру вела маркированная веревкой тропа, однако вскоре она уперлась в закрытую дверь. В эту пещеру вход возможен только с гидами по предварительной договоренности.

Неподалеку от пещеры мы нашли место для ночевки, а посещение еще одной пещеры отложили на утро.



Другая лавовая пещера Surtshellir считается самой длинной в Исландии и имеет несколько входов, правда, не везде можно вылезти без веревки.



Я как-то не сориентировался и повел Таню в тупиковую ветвь пещеры, хотя собирался в другую, более длинную, имеющую много выходов. Также за нами увязались молодые парень с девушкой. Молодежь была экипирована хуже нас: фонарь у них был один, на девушке были кроссовки, годящиеся разве что для фитнесса. Шли они медленнее нас, но пришлось взять над ними шефство: периодически ждать, светить им под ноги и показывать, где лучше идти. Спросил у парня, откуда он. Парень ответил, что сам он из Австралии, а пока я открывал от удивления рот, добавил, что сейчас живет и учится в Германии. На некотором расстоянии от входа мы увидели очень интересное явление - ледяные сталагмиты.



Для их образования нужен очень точный баланс температуры: сверху с потолка пещеры вода должна капать, а у дна - замерзать. Вход в пещеру был уже далеко, естественный свет сюда не проникал, и в свете фонаря эти торчащие льдинки сияли просто изумительно! Область образования ледяных сталагмитов была всего несколько квадратных метров, дальше пещера выглядела достаточно обычно: пол усыпан обломками лавы, упавшей с потолка, температура около 0, полная темнота. Прошли всю пещеру, сотни четыре метров, пока не уперлись в завал. Вот мы все вчетвером.



Молодежи впечатлений хватило, мы ради приличия предложили пойти вместе в другую, более длинную часть, но было ясно, что они откажутся. Эта длинная часть оказалась менее интересной после первой тупиковой: просто заваленный камнями тоннель, через каждые сотню-другую метров имеющий дырку на поверхность.



Не из всех дырок можно вылезти.



Лавовые пещеры внесли разнообразие в бесконечную череду водопадов и термальных источников и нам очень понравились.

Мы побывали в недрах Земли, откуда в Исландии валит пар, бьют горячие ключи, кипит серая грязь, вытекают водопады, вырываются столбы воды на десятки метров вверх.

ToxaL вне форума   Ответить с цитированием Вверх
ToxaL, тебе сказали Спасибо: