Показать сообщение отдельно
Старый 14.12.2013, 18:25  
ToxaL
Ветеран форума
Автор темы
Автор этой темы
 
Аватар для ToxaL
 


В Исландию на Тушкане, или Путешествие на другую планету

Часть 4. Каменная пустыня





Мы ехали на юг по F821. Дорога несколько раз пересекала речку и поднималась вверх, на каменное плато. Снова начались огромные лавовые поля, здесь - коричневые.



На развилке F821 и F887 повернули налево, на F887. Вскоре слева показалось небольшое озеро, подъехали к нему и решили здесь пообедать.



Начал накрапывать дождь, но я надел новые непромокаемые штаны, только что купленные в Акурейри, и дождь отступил на целые сутки, хотя небо все еще оставалось пасмурным.



Постепенно облака рассеялись, и над нами появилось голубое небо, столь редкое для Исландии. Таня вела машину. Мы ехали по огромному, практически ровному каменному плато. Только серая, петляющая лента дороги и желтые столбики нарушали монотонность пейзажа. Вдали справа был виден ледник Hofsjokull, слева же был виден самый большой в Исландии ледник Vatnajokull. Мы ехали по Каменной пустыне, а справа и слева величественно стояли ледники.



В этот день нам попалась только одна встречная машина. Мы были в этой пустыне одни, совсем одни на многие десятки километров. Здесь нет зверей, здесь не летают птицы, здесь не растут даже трава и мох, здесь одни камни, бескрайние поля камней. Это - настоящая Каменная пустыня. Именно здесь мы почувствовали, что мы - на другой планете. В Аскье были нереальные лунные пейзажи, но там чувствовалась близость людей, было достаточно много встречных машин, там мы были не одни. Здесь же - нет никого и ничего кроме нас и этих огромных пустынных полей лавы.

Внезапно в машине спереди справа раздался сильный скрежет. Вышел, пошел рядом, Таня проехала вперед. Скрежет исходил от правого переднего колеса. Подумал, что подшипник или шрус обычно так быстро не умирают, скорее всего, куда-то попал камешек. Ох уж эти лавовые камешки, они такие легкие и острые! Приметил место, где можно было встать, снять колесо и разобрать тормозной суппорт. Но сначала решил испробовать простой способ: попросил Таню сдать назад, и - камешек выскочил.

Доехали до развилки с F26 и повернули направо, на юг. Подъехали к броду через довольно широкую речку. В речке виднелось много больших камней, пришлось надеть болотники и идти просматривать путь.



Видео получилось, как бы снятое со стороны.



Доехали до перекрестка с F910. В Исландии в любой глуши перекрестки всех дорог, имеющих номер, всегда оборудованы указателями с номерами дорог, заблудиться сложно. Указатель показывал на Аскья. Кроме указателя, имелась и такая табличка:



Мы не планировали отсюда ехать в Аскья, мы там уже были, нам надо было по F26 дальше на юг. Но указатель манил нас на север, и нам стало интересно проехать по F910 хотя бы до первых бродов и посмотреть, что же они из себя представляют.



Минут через 20 подъехали к первому броду. Мы даже сначала растерялись: то ли кто-то "выключил" ледник, то ли ледник, который мы видели час назад, за этот час весь растаял, то ли исландские реки повернули вспять, то ли мы ошиблись в навигации и находимся совсем не там, где думали. Этот брод описывался в [3] как ключевой на F910, здесь ребята видели утопленный минивэн, а траекторию движения им показывали рейнджеры. Все выглядело как-то подозрительно несерьезно: перед нами была неширокая мутная река, правда, с довольно сильным течением. Таблички указывали место, где надо пересекать реку. Надел болотники и пошел разбираться.



Обозначенное табличками место съезда не понравилось: съезд нехороший и сразу за ним - глубокая яма. Течение в реке действительно сильное, река несет и перекатывает камни. Наметил альтернативную траекторию: съехать ниже по течению и двигаться по диагонали, против течения. Здесь не было ям, а глубина не превышала 2/3 колеса. Подумали, что если мы этот брод сейчас не переедем, то никто не поверит, что мы могли запросто проехать ключевой брод на F910. Включили камеру и поехали. На том берегу развернулись и поехали обратно.



Проехали несколько километров и ощутили какую-то неудовлетворенность: ну как-то слишком просто все оказалось. Может, мы все-таки не доехали до настоящего брода? И вообще, почему бы нам не проехать по F910 дальше, хотя бы до развилки на северную и южную дорогу? Развернулись, еще раз переехали брод и поехали дальше на север. По пути встретилась еще пара несложных бродов. Примерно через полчаса мы оказались у моста, у развилки F910 на северную и южную дороги. Тут была большая площадка и стоял вот такой информационный стенд.



На подобных площадках обычно стоят маленькие зеленые таблички с изображением палатки, перечеркнутой красной полосой. Здесь тоже была табличка с палаткой, но - не перечеркнутая! Место для ночевки здесь - просто отличное! Перед тем, как ставить лагерь, съездили на водопад Gjallandi, чтобы посмотреть на него в лучах заходящего солнца. Чуть-чуть не успели, водопад только что оказался в тени. Не скажу, что доехали за 2 минуты, как обещалось на стенде, но здесь действительно недалеко.



Поставили палатку, на ужин - барбекю из купленной в Акурейри баранины. Выдался отличный вечер: у нас замечательная ночевка в самом центре каменной пустыни на берегу бурной реки. Вечером мы наконец-то увидели закат солнца над лавовыми полями, к тому же ветер стих и дул не так сильно, как обычно. Правда, ночь была очень холодная.



Утро встретило нас отличной погодой. На востоке виднелся ледник Hofsjokull.



Пока собирали лагерь, с юга приехал большой джип на огромных колесах. Мы подобную технику прозвали "луноходами". Два мужика долго возились у информационного стенда, перекладывая барахло в багажнике, а потом уехали в сторону водопада.

Дорога F910 сразу за мостом раздваивалась на северную Dyngjufjalla, и южную Gasavatna. Мы поехали по южной.



Вскоре показался ледник Vatnajokull.



Нас вскоре нагнал утренний "луноход", объехал и умчался вдаль, мы еле успели его сфотографировать. Нам приходилось двигаться довольно медленно: очень много крупных камней и перекатов через скальные гряды.



Проехали хижину Gasavatn. Дорога петляла между огромных нагромождений лавы. Местами только по торчащим желтым столбикам можно было понять направление движения. Крутить рулем, объезжая камни, приходилось постоянно, было несколько довольно крутых подъемов. Там, где дорога проходила в паре сотен метров от ледника мы не удержались и подъехали прямо под ледник. Ледник здесь покрыт слоем песка, нанесенного с лавовых полей, и Таня в своей сиреневой куртке практически не заметна на черном склоне.



Неподалеку нашли два кратера мини-вулканчиков, всего несколько метров в диаметре. Кратеры состояли из очень красивой ярко-красно-рыжей лавы, мы, естественно, насобирали мешочек.



Продолжать дальнейший путь по F910 в сторону Аскья смысла не имело, нам надо было ехать на юг. Из информации на стенде и из отчетов следовало, что если мы проехали ключевые броды между Nyidalur и мостом, путь по северной дороге Dyngjufjalla в Аскью проблем для нас не составит. Мы проехали основную часть южной дороги Gasavatna на участке, который только для Big 4x4. На южной дороге впереди были еще броды Fladur, но по общему уровню воды мы уверены, что прошли бы и их. Мы посчитали, что дорога F910 пройдена, и повернули назад.



На обратном пути поснимали регистратором саму дорогу и то, как мы по ней ехали. Встретили несколько машин. Тетка из службы нац.парка, не забыв сначала поинтересоваться, из какой мы страны и нет ли у нас проблем, была весьма удивлена, встретив нас здесь на Тушкане. Обратный путь до моста, где мы ночевали, занял 2 часа. Отдельным роликом выложу все броды F910 от моста до Nyidalur (точнее, последние уже на F26).





Кемпинг Nyidalur - это несколько домиков и площадка для палаток. Внешне очень похоже на Аскью, только на траве. Заходить не стали, только остановились посмотреть информационный щит. Отсюда начинаются пешеходные тропы к леднику Tungnafellskoekull, но у нас уже не было времени на длительные пешеходные прогулки. Рядом с кемпингом есть даже грунтовый аэродром для маленьких самолетов.



Дальнейший путь на юг по F26 был достаточно монотонным и скучным. По мере приближения к цивилизации дорога становилась все шире и раздолбаней, постепенно переходя в стадию широкой "стиральной доски". Встречных становилось все больше, обогнали нескольких велосипедистов. Вот поражаюсь целеустремленности этих людей: целый день на велосипеде по пыльной "стиральной доске", с постоянными крутыми подъемами и спусками, против сильного ветра, многие с прицепами-тележками для снаряжения. Отпущенные нам сутки хорошей солнечной погоды подходили к концу: небо затягивало и явно собирался дождь. Впереди, за водохранилищем, был виден горный массив Landmannalaugar.



Наконец выехали на асфальт. С 26 дороги свернули налево на 208, проехали плотину. Через несколько километров слева увидели кратер, на который шла дорожка. В кратере обнаружилось небольшое озеро Blahylur.



Цвета поменялись: появился зеленый мох разных оттенков. Мы оказались в "мохнатой Исландии" (другие в отчетах называли этот район "цветная Исландия"). Напротив - вообще какие-то непонятные круги, не иначе, как инопланетный космодром.



На перекрестке 208 и F225 свернули налево. Здесь, тоже в кратере, находится озеро Ljotipollur - Красное озеро. Действительно, на противоположном берегу стена с красноватым отливом. Жалко, что на объективе - капли начавшегося дождя.



В поисках ночлега двинулись по F225 на запад. Местность действительно отличалась от виденной нами каменной пустыни. Наверное, при солнечной погоде в "мохнатой Исландии" очень красиво, но шел дождь и вся долина продувалась сильным ветром. На ночь как-то хотелось от этого ветра спрятаться.



С ночевкой оказалась проблема: диким образом встать не получалось, на всех съездах стояли таблички "no camping". Сунулись в расположенный на F225 кемпинг: большая зеленая, раскисшая от дождя поляна, насквозь продуваемая ветром, ни единого кустика. Вокруг бродят бараны, туалеты через дорогу, на весь кемпинг стояла одна машинка с палаткой. На ресепшене развалившийся в кресле парниша запросил 2400. Нет, нам здесь решительно не понравилось, уехали. Еще нашли несколько диких мест, но везде или "no camping", или ветер как в аэродинамической трубе. В итоге нашли съезд с небольшим распадком в каменной гряде, хоть немного защищающей от ветра. Вплотную к гряде поставили палатку, с другой стороны загородились машиной. Все равно ветер мел песок и утром все, что было оставлено в тамбуре палатки, было покрыто слоем песка. Пожалуй, это была самая некомфортная ночевка за все путешествие.

К утру ветер и дождь немного поутихли, но не прекратились. Проехали несколько километров по F225 на запад и повернули налево, по указателю на Hekla. Гекла - это вулкан, последний раз извергавшийся в 2000 году. Гекла является господствующей вершиной в районе, ее высота 1488 м, до высоты ~1000 м есть дорога, дальше - пешком. Дорога сначала шла по черным песчаным полям, потом начался набор высоты. Где-то на середине подъема стоял прокатный Судзуки ГрандВитара с людьми. Что они там делали - непонятно: идти от этого места было слишком далеко, а любоваться видами при небе в сплошных тучах, дожде и сильном ветре - странно. Доехали до высоты ~900 метров. Дальше дорога шла вверх по гребню. Вернее, это уже была не дорога, а направление. Гребень состоял из конгломерата черного песка и камней разной величины, местами больших и острых, которые приходилось объезжать. Вдруг Таня крикнула "Стой! Мы дальше не проедем!" и я остановился. Не надо было здесь останавливаться, но Таня могла видеть то, что не видел я. Если бы я не остановился, это место мы бы проехали, а дальше уже начиналось постепенное выполаживание. Фото вряд ли правильно отобразит уклон склона.



Когда я выходил из машины, то с трудом открыл дверь - ветер дул в левый борт. Такого ветра в Исландии мы еще не встречали, он раскачивал машину и просто валил с ног. Мы сначала подумали, что оставим машину и пойдем дальше на Геклу пешком. Но быстро передумали: раз здесь ветер чуть не валил нас с ног, на Гекле нас бы точно сдуло. Надо спускаться вниз, но сначала надо тронуться с места. Тронуться отсюда вверх было нереально, и я скатился чуть назад и влево, где было поровнее, но отнюдь не горизонтально. При попытке тронуться правое переднее колесо мгновенно вырыло ямку, а левое заднее повисло в воздухе. Застряли. Скатываться задом вниз было уже некуда, я бы свалился со склона. Представил, что стоит сейчас открыть багажник, чтобы достать лопату и домкрат, как ветер разметает все содержимое багажника по салону, и так уже что-то сдуло с торпеды. Но песок, не давший мне тронуться, можно копать ногами! Расковырял края ямки под передним колесом, под заднее натолкали камней, поработал рулем и после нескольких попыток сумел тронуться и выехать на разворот. Машина встала к ветру правым боком и Таня не смогла открыть дверь, чтобы сесть. Пришлось немного спуститься, и только там Таня села в машину. В ролике я специально оставил наши эмоции.



С мыслями, что хорошо, что мы сумели развернуться на гребне и не пошли на Геклу в такой ветер, мы съехали вниз довольно далеко. Навстречу нам проехал Патруль на луноходных колесах. Он наверняка ехал на Геклу. Проехали еще немного вниз и подумали, что если Патруль поехал, может, и нам надо предпринять еще одну попытку? По крайней мере, если мы опять застрянем на гребне - будет кому нас вытаскивать. На Геклу не пойдем, но хоть гребень одолеем. Сделаем еще одну попытку! Развернулись и поехали вверх. Люди в ГрандВитаре провожали нас недоуменным взглядом... Нам снизу было видно, как Патруль заезжал на гребень. Он, конечно, заехал, но ему тоже пришлось буксовать даже своими луноходными колесами: из-под колес поднимались облака черной пыли. Снизу казалось, что по гребню ползет паровоз, и из его трубы валит густой черный дым. Тем временем Патруль доехал до вершины гребня, развернулся и поехал вниз. Когда Патруль поравнялся с нами, мы его остановили и спросили, почему он не поехал дальше. Мужик ответил: "Там очень сильный ветер. В такой ветер нельзя ехать на Геклу. Может быть, завтра будет ветер меньше, но сегодня нельзя ехать". Мы ответили, что все-таки попробуем. Как мужик крутил пальцем у виска - мы не видели, потому что "луноход" поехал вниз, а мы, полные решимости, вверх.

Вот и гребень. Как бы мне сейчас пригодилась понижайка! Зачем-то нажал "4WD LOCK" - зря нажал! Мы уже проехали то место, где остановились в первую попытку, но от беспорядочного буксования колес у контроллера 4WD съехала крыша и он решил на всякий случай отключить электромуфту заднего привода. Этот момент хорошо виден в ролике - из-под передних колес начинает подниматься облако песка. Понятно, что только на переднем приводе я далеко не уехал, хотя уже началось выполаживание и до конца подъема оставалась пара десятков метров. Мы сразу настроились, что если не заедем, то будем скатываться задним ходом. Ветер еще более усилился: Таню, показывавшую, куда мне скатываться, несколько раз просто сбивало с ног. Мы оба боялись, что очередной порыв просто опрокинет нашу машину. Боковые зеркала при подъеме покрылись толстым слоем песка, смотрел через камеру заднего вида. Из повреждений - помяли ведерко, висевшее на буксирной проушине. Опять же, эмоции без купюр.



Гекла нам не далась. Наша машина нас туда не пустила. Наверное, даже хорошо, что вышло именно так, что мы не пошли на Геклу пешком в такой ветер. Впрочем, в [1] тоже говорилось о сильном ветре на Гекле, видимо, ветер здесь - дело обычное.

Внизу, недалеко от выезда на F225, порадовала вот такая картина:





Мы выехали на асфальт. Сегодня - 8 день, впереди ровно половина поездки.
ToxaL вне форума   Ответить с цитированием Вверх
ToxaL, тебе сказали Спасибо: